и реакции на него другого человека);
Что там за шум? — Да бабы чего-то
у магазина хлопочут
;
Эво, носится,
как черт на ходулях
;
Дяденька, чигни
(подкинь ногой)
мячик, а то бежать
за ним далеко
;
Машины-то чиркают
мимо
;
Вон кака-то баба на пруду бельё
зыбает
;
Внучок и зыбается, передраж-
нивает меня
;
Я думаю, что у ей за туф-
ли, а у ей мои подцоканы, поддедюлила
и пошла
(о соседке, присвоившей туфли
говорящей). В поле заинтересованно-
го внимания говорящего попадает вся
окружающая его природа — цветы, ве-
тер, туча, дождь, насекомые, домашние
животные:
Хорошие цветульки
; Чернина
эта (чёрная туча)
куды-то ушла, эво уж
светлина кака-то проявилась
;
Ветер
откуль-то взявше, да такой могутной
;
Дождь-то мокрый какой, проливной
;
Кумарам-то хвост поджануло: дожди
да дожди всё
;
По подлавкам как начали
стрелять котята-то
;
Мышь в подпечье
сиганула
;
Пройдет туда туча в поза-
речье
(место за рекой). Наконец, вни-
мание может быть обращено на самого
себя, словно воспринимающего гово-
рящего со стороны партнёра по обще-
нию:
Не фотографируй нас, мы зрящие
(непривлекательные),
нехорошо одеты
.
Примечательно, что годы советской
власти не вытравили из сознания но-
сителей новгородского диалекта счёт
времени по церковным праздникам:
Так трескат
(о громе)
в Антоний. Ан-
тоний — сердитый праздник
(16 ав-
густа — память Антония Римлянина);
Иванов день — Тыквенник, Ивану пост-
ному в сентябре и Александру Невскому
на второй день
(церковный праздник
11 сентября);
Самый клон лета с Пе-
трова дня
(12 июля). С Петрова дня лето
меняет направление, идёт под уклон,
к осени. Примечателен рассказ о дне па-
мяти новгородского святого Михаила
Клопского, в котором вольно пересказан
эпизод из жития святого, которое рас-
сказывающий, видимо, знал:
Прихоженье
было тут на днях, шестого июля; ешшо
Прихоженье есть зимой, четырнадца-
того февраля. Ведь Клопский-то два
раза к нам приходил, не ладилось что-
то с народом, невзлюбили его, он и ушёл,
а потом вернулся; видно, что-то тяну-
ло его сюда
. Прихоженье — церковный
праздник, память Михаилу Клопскому,
празднуется 11 января и в третью неде-
лю по Пятидесятнице.
В нашу подборку не попали те про-
странные высказывания жителей Нов-
городчины, в которых подробно описы-
ваются реалии их жизни, в особенности
те, которые постепенно уходят в небы-
тие, забываются. Однако некоторые из
таких рассказов поразительны. В статье
под словом «
самоклажа (самоклада)
» со
значением «
общая могила
» приводится
такой иллюстративный материал:
Само-
кража, а было самокрада: вымирал народ,
сам клал себя в гроб, раньше ложился
в гроб, на доску, чтоб потом скатиться
в яму
.
Самоклада, самокража.
Разъясняя
слово, говорящий раскрыл ужасающие
подробности обстоятельств вымирания
в эпидемии целых населённых пунктов,
когда уже и хоронить умиравших было
некому; людям приходилось самим за-
ботиться о своём захоронении после
смерти.
При этом в любом, самом, казалось
бы, обычном высказывании обнаружи-
вается великая глубина мысли народа,
147
2022/2/N OV G O R O D I C A