(мало людей);
Две капли дворянской кро-
ви
(о человеке, который кичится благо-
родным происхождением);
Я уже другой
век живу
(долго);
А живём как лапти
плетём, всё есть, дети большие, хорошо
живём
;
А мы что — живём как нарочно,
жаловаться грех
;
Пётр-то живёт, как
со смолы тянется, и всё болеет
;
С мужем
жила меж обедней и заутреней
(недол-
го);
Соломы накачено на адамовы века
(собрано столько, что надолго хватит);
Не верь ты этому балабану, наговорит,
наобещает воз до небёс
;
Он тожо такой
просмешливый человек, на зубках носит
людей
;
Это теперь не танцуют, а беса
в ступе толкут
(топчутся на одном ме-
сте);
Деревенька маленькая, ворон костей
не носит, глушь
;
А мне вчера и в рот не
въехало спросить
(не догадалась);
Что
выставил зубы на просушку?
(смеёшься);
Так он, бедный, напугался, что прибежал
и полбуквы не сказать
;
На неделе дед ко-
пытца сложил
(умер);
Фамилия мимо
рта суётся
(не вспоминается);
Пришёл
мой муженёк пьяный да рваный, как чер-
ти тискали
. Лишним будет указывать,
что в высшей степени экспрессивные
фразеологизмы соседствуют с не менее
выразительными глаголами и прилага-
тельными, дополняются экспрессивным
синтаксисом и интонацией, мало пере-
даваемой записанным текстом и лишь
восстанавливаемой согласно предпола-
гаемой речевой ситуации.
Уже упоминавшиеся эпитеты часто
становятся важнейшим приёмом в вы-
сказывании:
Снег ночью, это живой
снег, не зима, растает
(живой — не-
долговечный, непрочный);
Ах, какая
туча выползла белохребтая
;
Белузго-
ватая
(серовато-белая, светлая)
туча
сердитая
;
Севечор
(прошедшим вече-
ром)
заря калёная была
. Эпитеты могут
преобразовываться в существительные:
Вон белынь
(белая туча)
какая ползёт,
бойко
;
День хороший, самокат
(солнеч-
ный день).
Фигуры речи представлены в новго-
родском диалекте так же широко, как
тропы.
Частым поэтическим приёмом стано-
вятся в народной речи повторы, также
нередко в сочетании с выразительными
лексемами и экспрессивными фразе-
ологическими оборотами:
Если кома-
ры гущу толкут — кучкой собравши
и милидят-милидят, то завтра будет
вёдро
;
Мушки такие толкачи, толкачи
небольшеньки, закулемесились толкачи,
как сикаши, только побольше, толка-
чи завертелись, к дождю завертелись
;
наблюдаются повторы, употребляемые
в фольклорных текстах:
Кругом, куды ни
глянь, ямы да жёлоба, кручи да ложбины
.
Применяются риторические вопросы,
хотя сама речевая ситуация как будто
их не предполагает:
Ох и репся
(репа)
у тебя выросла, аж завидки берут. Где
только такие семена люди берут?
Ис-
пользуются антитезы:
Бегала в поту,
а есть одному коту
(мало сделать при
большом усилии);
Век прожить — всяко
наживешься, худо проживешь и хорошо,
и середненько и бенненько
.
Разнообразны в диалекте многочис-
ленные онимы — именования людей,
топографических единиц, животных,
насекомых:
Тихоню называли гмыра; сло-
ва не добыть от него, а сам ядовитый
(«гмыра» — угрюмый, молчаливый чело-
век);
Лежи, гнилотьё; болеет, а поливать
пойду
(говорящий обращается к тяжело
144
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022