где-то компактно в нашей области в виде
промысла. Но лучшие достижения древ-
них новгородцев в берестяном ремесле
не перешли в крестьянство. Почему? Ар-
хеолог Борис Колчин пишет, что на сме-
ну магической языческой символике с её
фантастическими образами приходит
новый принцип — эстетический, и на
протяжении XII—XIV веков городское
ремесло расслаивается: ремесленники
начинают изготовлять два вида продук-
ции — рядовой дешёвый товар без ор-
наментики для массового потребителя
и высокохудожественные произведения
для бояр, духовенства, купечества. И да-
лее добавляет: «
Бытовое народное искус-
ство в начале XIV века уходит в дерев-
ню с её более натуральным хозяйством
и застойным укладом жизни. В деревне
это искусство сохраняется вплоть до
XX в.
» [1, с. 61]. Видимо, поэтому в нов-
городское крестьянство изысканные
городские приёмы в художественной
обработке бересты не проникли. Кре-
стьянам не нужна была эстетика разви-
той городской среды. Для сиюминутного
использования им нужны были изделия
простые, надёжные, прочные и не тре-
бующие больших временных затрат на
изготовление.
Возможно, мог бы сформировать-
ся берестяной промысел к середи-
не XIX века и в новгородских краях,
если бы, например, у крестьян конца
XVIII — начала XIX века, когда заро-
ждались основные российские промыс-
лы в других территориях, был обеспечен
доступ к технологичным и эстетическим
находкам берестяного ремесла древне-
го Новгорода. Но этого не произошло:
археологические раскопки не велись,
157
2022/2/N OV G O R O D I C A
Крышка туеска с циркульным
и волнистой плетёнкой орнаментом,
выполненным шилом. XIV в. Ø 9 см. КП 38647
Фрагмент, выполненный
методом сквозной прорезки ножом.
XV в. 7,7 × 6,5 см. КП 38647