Виктор Смирнов
НОВГОРОДСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
Быт наших далёких предков напрямую был связан с их гармоничным образом жиз-
ни, который складывался сотни лет.
В очерках писателя-историка В.Г. Смирнова, в свойственной автору художе-
ственной манере, переплетается описание истории и быта в живописном представ-
лении элементов повседневной культуры средневековых новгородцев.
Новгородская история — это непрерывная цепь увлекательных сюжетов, из ко-
торых, как из мозаики, складывается живая и пёстрая картина прошлого.
Как одевались новгородцы
дежда может многое рассказать
о том, кто её носит. Были ли от-
личия в новгородском костюме, по срав-
нению с другими русскими землями?
За триста лет татаро-монгольского
владычества население большинства
русских княжеств вольно или неволь-
но испытало влияние Орды в обычаях,
кухне, языке и одежде. В русском гарде-
робе появились епанча, армяк, тегилей,
бешмет и прочие вещи татарского про-
исхождения.
В непокорённом Новгороде такого
влияния не ощущалось. Подражать степ-
някам здесь, видимо, считалось непри-
стойным. Сельское население и беднота
держались в одежде славянских тради-
ций, состоятельные горожане подража-
ли европейской моде, моделями которой
служили иностранные купцы. Индиви-
дуализм новгородцев обнаруживал себя,
в том числе и в манере одеваться. Чтобы
обозначить своё «я», человек старался
дополнить свой костюм какой-нибудь
«особинкой» — деталью отделки, вы-
шивкой, необычными пуговицами.
Праздничная одежда чётко отлича-
лась от рабочей. Простая чадь носила
в будни вотолу, прямоугольную накид-
ку из грубой льняной ткани, накинутую
на плечи. Среди крестьян в ходу была
также грубошёрстная сермяга. Если буд-
ничной одежде полагалось быть удобной
и опрятной, то праздничная должна
была привлечь внимание к её облада-
телю. В эти дни надевали всё лучшее,
увешивались украшениями, применяли
весь арсенал тогдашней косметики.
О
163
2022/2/N OV G O R O D I C A