Новгородика №2 2022г. - page 49

факторов, среди которых и отсутствие
педагогических кадров, и недостаток
финансирования. Но главной пробле-
мой было нежелание духовенства отда-
вать своих детей в школы. Школа, как
институт, вступала в противоречие
с традиционной моделью обучения,
когда учить детей «книгочтению» ро-
дители могли дома или при церквах. По
этой причине создание системы регу-
лярного школьного образования в пе-
тровское время — это, прежде всего,
процесс изменения менталитета церковно-
служителей, выработка в их сознании
представления о необходимости «пра-
вильного» образования, оформление
этих представлений в законодательную
норму. К сожалению, указы петровского
времени не смогли решить эти задачи.
Только в конце 30-х годов XVIII века
с возникновением сети школ (семина-
рий) в России начинается широкое рас-
пространение образования среди духо-
венства [12, c. 314].
Особое место в истории образования
петровского времени занимает Новго-
родская архиерейская школа, ставшая
одним из наиболее успешных образо-
вательных проектов эпохи. Школа, от-
крытая Новгородским митрополитом
Иовом (1697—1716) и реализованная
с помощью братьев Лихудов и их уче-
ников, была направлена не только
на обучение, но и на переводческую
и книгоиздательскую деятельность
[14, с. 115–117]. Образование в Новго-
родской школе было многоуровневым,
сочетая начальное (рудиментарное)
обучение и преподавание грамматики,
риторики и пиитики. Начальное обу-
чение, характерное для традиционной
православной образовательной модели,
включало «
словесное и письменное пра-
вильное учение, то есть букварь, в ко-
тором содержится азбука, законное де-
сятословие, молитву Господню, Символ
веры и десять блаженств Евангельских
с толкованием, по нем Часослов, Псал-
тырь и писать
» [6, л. 144 об.]. Обучение
48
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022
1723 г., августа 20.
Указ архиепископа Феодосия (Яновского)
архимандриту тихвинского Успенского
монастыря Павлу об обучении
в архиерейских школах попов и диаконов,
поставленных в период междуархиерейства.
Архив СПбИИ РАН.
Колл. 115. Оп. 1. Д. 70. Л. 175
1...,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48 50,51,52,53,54,55,56,57,58,59,...234
Powered by FlippingBook