Новгородика №2 2022г. - page 48

Николай Салоников
«...УЧИТЬ СЛАВЕНСКАГО ЧТЕНИЯ
И ПИСАНИЯ ПО НОВОПЕЧАТНЫМ
БУКВАРЯМ, А ПОТОМ И ГРАММАТИКИ»
Образовательные проекты
архиепископа Феодосия (Яновского)
и Новгородская архиерейская школа
*
оздание системы регулярного
школьного образования для де-
тей духовенства начинается в России
в Петровскую эпоху. Этот сложный
процесс зафиксирован в именных ука-
зах царя-реформатора и в указах, выпу-
щенных из канцелярии Синода. Первые
попытки ввести обязательное школьное
обучение для детей, подчинённых духов-
ному ведомству, мы встречаем в указах
Петра I, изданных в 1708 и 1710 годах.
В них сказано, «
чтоб поповым, диаконо-
вым, пономаревым, диачковым, сторо-
жевым, просвирницыным детям учится
в греческой и латинской школах, а кото-
рые в тех школах учится не похотят
и их в попы и диаконы на отцовы места
и никуды не посвящать, и в подьячие
и ни в какие чины опричь салдатскаго
чина не принимать
». Первые указы были
очень лаконичными и мало проработан-
ными; в них, например, не указан даже
возраст детей, которых следовало учить.
Для законодательства петровского вре-
мени, которое в большей степени шло
от практики к теории, это было нормой.
Значительная часть указов с доработка-
ми и уточнениями позднее издавалась
повторно.
Окончательно положение об обяза-
тельном обучении детей духовенства
было закреплено в Духовном регламенте,
изданном в 1721 году. Этот документ
обязывал епископов открывать в своих
епархиях школы для обучения детей, за-
трагивал вопросы их управления и со-
держания. Однако решение, принятое
на законодательном уровне, не всегда
успешно реализовывалось на практике.
Свидетельством этого являются повтор-
ные указы об обязательном обучении
детей духовенства, изданные в 1722,
1723 и 1731 годах. Открытию епархиаль-
ных школ в России препятствовал ряд
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 20-09-42029.
С
47
2022/2/N OV G O R O D I C A
1...,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47 49,50,51,52,53,54,55,56,57,58,...234
Powered by FlippingBook