в Новгородскую епархию попов и дьяко-
нов для свидетельства в священнослуже-
нии и получении благословенных от его
преосвещенства грамот
» следует вы-
сылать в Петербург, «
куда должни они
приходить с показанием совершеннаго
во звании своем обучения
». И перед от-
правлением в Петербург обучать их «
во
учрежденных по разным Новгородской
епархии городам школах, дабы правильно
и безгрешно читать знали, и о том со-
вершенно обучившимся давать от школ
учащим грамматистам свидетельству-
ющия то учение листы
<...>,
а без таких
листов отнюдь не приходить, ибо оное
в Санкт-Питербурхе свидетельство
чинить определено не невеждам, но со-
вершенно обученным, которые при том
свидетельстве должны присматривать-
ся и навыкать лутшаго церковных цере-
моний благочиния, а не читать учится
<...>» [1, л. 175–175 об.].
Архиепископ Феодосий выступил
19 августа 1723 года в Синоде с пред-
ложением, чтобы «
как в Великом Нове-
граде, так и во всей ево епархии у оного
детей учения быть однем точию грам-
матистом, которые во обретающейся
при доме ево школе славенскую грам-
матику учением окончали, а невежд до
такова детей учения, которое яко не-
вежеское неполезно есть, допущать не
велено, и весьма им в том запрещено по
силе онаго Духовнаго регламента
<...>».
Здесь же владыка предложил обучать
новгородским грамматистам не только
детей духовенства, для которых обуче-
ние было обязательным, но и «разночин-
цов, в свецкой команде обретающыхся».
Спустя несколько дней, а именно 27 ав-
густа, Синод, рассмотрев это предложе-
ние, согласно приговорил: о правильном
грамматистами в Новгородской епархии
«
светских людей, а имянно шляхетских
и приказных и купецких и протчих чи-
нов детей учении, дабы объявленным во
оном доношении невеждам не полезное
оных детей учение весьма было запре-
щено, указ учинить в правительствую-
щем Сенате
» [7, л. 5–6 об.]. Затем Сенат,
рассмотрев это предложение Синода об
обучении детей светских чинов в архи-
ерейских школах в Новгородской епар-
хии, указал, что проект совместного об-
учения представителей разных сословий
уже существует — это цифирные школы.
И предложил Синоду объединить архие-
рейские школы с цифирными.
Первым указом Петра I от 28 февраля
1714 года об открытии цифирных школ
предписывалось: «
Во всех губерниях дво-
рянских и приказного чина дьячих и по-
дьяческих детей от десяти до пятнат-
цати лет, опричь однодворцов, учить
цыфири и некоторую часть геометрии,
и для того учения послать матимати-
ческих школ учеников по несколько чело-
век в губернию к архиереом и в знатные
монастыри. И в архиерейских домех
и в монастырех отвести им школы и во
время того учения тем учителям давать
кормовых по три алтына по две деньги
на день из губернских доходов
» [5, с. 86].
Практически это была попытка внедрить
в масштабах всей страны обязательное
начальное образование сначала для детей
двух социальных категорий — дворян
и подьячих, позднее к ним были добав-
лены посадские дети и дети духовенства
[15, с. 136–137]. К сожалению, этот указ,
как и многие указы петровского времени,
был плохо проработан и содержал в себе
51
2022/2/N OV G O R O D I C A