«книгочтению», Псалтири и Часослову
было достаточным основанием для того,
чтобы дети духовенства, после успешно-
го прохождения испытаний, получали
ставленические грамоты и отправлялись
на приходы. Учёба в Новгородской шко-
ле давала её выпускникам образование
более широкое, чем начальное. В пе-
риод своего наивысшего подъёма, при
архиепископе Феодосии (Яновском)
(1721—1725), в школе преподавалась
грамматика церковнославянского языка,
языки греческий и латинский, а также
риторика [11, с. 573–580]. Именно Нов-
городская школа стала средоточием но-
вой модели образования, основанной
на изучении грамматики. Успешная
деятельность школы, а также активная
позиция новгородских владык, их место
и роль в церковной иерархии сделали
её образцом для других епархиальных
школ России, оказали большое влия-
ние на формирование законодательных
норм в области образования петровско-
го и послепетровского времени.
Сразу после открытия школы, ле-
том 1706 года, митрополит Иов раз-
вернул большую рекламную кампанию.
В письмах, адресованных представите-
лям правящей светской элиты, влады-
ка стремился показать важность своего
образовательного проекта. Не исключе-
но, что именно успехи в деятельности
школы, а также информационная по-
литика митрополита привели к изда-
нию в 1708 году первого петровского
указа об обязательном обучении детей
духовенства в греческих и латинских
школах. Но если митрополит Иов рас-
сматривал школу как часть своего об-
разовательного проекта, неотделимую
от переводческого центра и скриптория,
то архиепископ Феодосий (Яновский)
в большей степени заботился о рас-
пространении результатов её деятель-
ности по всей России. Будучи побор-
ником правильного грамматического
образования, владыка предпринял
практические шаги, а также выступил
в Синоде с рядом законодательных
инициатив. Прежде всего он открыл
в разных местах Новгородской епархии
49
2022/2/N OV G O R O D I C A
1724 г., мая 15.
Синодский указ архиепископу Феодосию
(Яновскому) о соединении архиерейской
и цифирной школ в Новгороде.
ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 109. Л. 220