партикулярные школы. Были открыты
две школы в Новгороде — Знаменская
и Розважская, по одной в Бежецке, Вал-
дае, Великих Луках, Каргополе, Олонце,
Старой Руссе, Тихвине, Торжке, Устюж-
не и на Петровских заводах. Открытие
этой сети школ давало возможность
детям духовенства Новгородской епар-
хии учиться в непосредственной близо-
сти от родительского дома. Учителями
в партикулярные школы были посланы
ученики Лихудов, получившие у них об-
разование в Новгороде. Обучение в пар-
тикулярных школах было организовано
по образу Новгородской архиерейской
школы. После обучения «
словесному
и письменному правильному учению,
то есть букварю» ученики «по жела-
нию своему приходили до грекославен-
ския школы ко обучению грамматики
и протчих наук
» [6, л. 144 об.]. 25 октя-
бря 1721 года архиепископ Феодосий ве-
лел учредить в Александро-Невском мо-
настыре, настоятелем которого он был,
«
славенскую школу, в которой как того
монастыря служителских детей, так
и сирот, не имеющих родителей и своего
препитания, и посторонних, кто кого
отдать похощет, принимая от пяти
до тринатцати лет, учить славенска-
го чтения и писания по новопечатным
букварям
1
, а потом и грамматики
» [9,
л. 5]. Учителем в новую школу был на-
значен подьяк, ученик Новгородской
архиерейской школы Иродион Тихонов,
который изучил грамматику церковно-
славянского языка.
22 августа 1722 года архиепископ
Феодосий поставил в Синоде вопрос
1
«Первое учение отроком» Феофана (Прокоповича).
о необходимости провести аттестацию
учителей «духовного и мирского чина»,
обучающих детей в Санкт-Петербурге.
Поводом к этому послужило большое
число учителей, обучавших в столи-
це детей «книгочтению», но не имев-
ших для этого должной квалификации.
Проведение аттестации было поручено
учителю Иродиону Тихонову [4, с. 480–
482]. Результаты проверки были пред-
сказуемы: большинство аттестованных
учителей оказались малограмотными
и решением Синода были отстранены
от обучения детей, им было предпи-
сано учиться самим [4, с. 483]. Грам-
матическое знание было лишь первой
ступенькой, которая возвышалась над
начальным образованием, и средством
для изучения языков, а затем и высших
наук, начиная с риторики [11, с. 578–
579]. Вряд ли архиепископ Феодосий
(Яновский) стремился разрушить тра-
диционную модель обучения, его задача
была прагматичной — распространить
правильное грамматическое обучение
церковнославянскому языку, выявив
среди учителей невежд и заменив их
обученными «грамматистами». Свиде-
тельством этой деятельности владыки
были меры, направленные им на борь-
бу с невежеством как среди духовенства,
так и среди светских лиц.
Архиерейский указ об обучении
в школах попов и диаконов, постав-
ленных на священнические места в пе-
риод 1716 по 1721 год, был разослан
по Новгородской епархии 20 августа
1723 года. В документе отмечалось, что
«
поставленных между архиерейства
50
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022