уезде (две) и по одной в Псковском, То-
ропецком уездах и в Пскове. Остальные
секты насчитывали в совокупности не
более 1500 человек
24
. Доклад констати-
ровал: «
Между сектами существуют
сложившиеся в прошлом недружелюбные
отношения на почве конкуренции, но
столь обостренной враждебности, какие
наблюдаются во взаимоотношениях раз-
личных групп и течений к православной
церкви, секты не проявляют. В последнее
время наблюдается даже обратное явле-
ние, а именно: со стороны евангелистов
и баптистов определенно выявилось
стремление к объединению между собой,
но соглашение ещё не достигнуто, бла-
годаря отсутствию инициативы с той
и другой стороны
»
25
.
В докладе также отмечалось, что
переход из Церкви в сектантство был
сравнительно небольшой и совершался
почти исключительно в секту еванге-
листов. Только эта секта довольно ощу-
тимо увеличилась численно за первую
половину 1920-х годов, остальные либо
остались на прежнем уровне, либо даже
уменьшились. Все секты, кроме старо-
обрядцев, вели агитацию против Право-
славной церкви, особенно евангелисты.
В Псковской губернии действовали три
сектантские трудовые артели, в частно-
сти, в селе Царево Калининской волости
Великолукского уезда работала сельско-
хозяйственная артель пятидесятников,
насчитывавшая около 40 человек. Уч-
реждений благотворительного характе-
ра у сект не имелось. Деятельность сект
в области филантропии сводилась к ока-
24
Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Пе-
тербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 9. Оп. 1. Д. 248. Л. 7.
25
Там же. Л. 7 об.
занию помощи нуждающимся сектантам
путём сбора пожертвований в своей сре-
де. В редких случаях средства для оказа-
ния помощи нуждающимся сектантам,
главным образом одежда, поступали от
центральных сектантских органов. Про-
паганда велась главным образом среди
своих членов, но проводилась также сре-
ди окружающего населения. «
Ведётся
она хождением среди населения и пригла-
шением на молитвенные собрания. Еван-
гелистские общины имеют также силь-
ную связь со своими центрами (ВСЕХ),
откуда систематически приезжают
их проповедники. От диспутов с без-
божниками уклоняются
». Отказов идти
в армию были отдельные единичные
81
2022/2/N OV G O R O D I C A