и благородным достоинством отмечены
автопортреты В.С. Рябова. Автопор-
трет — эквивалент эмоциональной жиз-
ни художника, личностный и професси-
ональный взгляд на самого себя. Одно из
самых проникновенных психологических
произведений В.С. Рябова «Автопортрет»
(1987). Внутри образа заключено под-
линное настроение чувствующей души,
состояние человека, лишённого душев-
ного спокойствия и глубоко переживае-
мое время. В автопортрете, написанном
спустя два года, облик художника тор-
жественно покоен, полон ясной суровой
силы и даже без соответствующей атри-
бутики по эмоциональному воздействию
производит впечатление парадного ре-
презентативного произведения. Замеча-
тельны образные решения в сюжетных
автопортретах «Больной художник»
(1980) и «Художник на пленэре» (1980-е
годы). В первой композиции мощно вы-
лепленный объём фигуры в предельно
сжатом пространстве создаёт напряжён-
ный драматичный накал. Чтобы создать
такой сильный незабываемый образный
характер, надо чувствовать и мыслить
так, как мыслил, видел или даже интуи-
тивно предвидел Рябов.
«Художник на пленэре» — абсолютно
иная сущностная ипостась автора, ощу-
щающего себя в природном окружении
свободно и счастливо, словно в райском
саду. В картине он сам творит свой Эдем,
трансформируя живые органичные при-
родные формы в фантастические дивные
растения, делает их полупрозрачными
и насыщает светом. Сплетает вокруг
себя причудливые стебли, листья и цве-
ты, порождая живописный мир, полный
гармонии и красоты.
Живопись Рябова способна вместить
любые тела, предметы и дать им разноо-
бразную жизнь, которая возникает то из
вселенского цветового месива, то из ви-
брирующих трепетных мазков. Один из
прекрасных симбиозов реалий и фанта-
зий художника — картина «Влюблённая»
(1980-е годы). Восхищённо вглядываясь
в натуру, он создаёт живописную ткань
обнажённой плоти из сияющих красок,
во взаимодействии которых рождается
бесконечное множество цветовых ком-
бинаций. Колористическое великолепие
многослойного «одеяния» натуры и без-
граничное художественное воображение
преображают живые формы, которые
возникают в новом ярком обличье.
Природа на полотнах Рябова пред-
стаёт в постоянной изменчивости со-
стояний, разнообразии образов и буй-
стве красок. В пейзажах поражает жар
заката, пламя осенней листвы, холодный
вечерний сумрак. Затерявшаяся среди
сплетений ветвей новгородская архи-
тектура также выглядит частью приро-
ды, древние храмы словно «укоренены»
в земле и неразрывно связаны с её рит-
мами. В пейзажах 1970—80-х годов нет
дождей, размытых дорог, унылых обле-
тевших деревьев. Будто художник живёт
не на северо-западе с тусклыми серыми
днями, а под южным сияющим солнцем.
Вся царственная пышность природы,
а это в полной мере относится и к зим-
ним пейзажам с сияющими под солнцем
снегами, найдена в сочетании красок.
Подлинный размах ощутим в на-
тюрмортах художника, в их широкой,
подчеркнуто вещественной, даже бра-
вурной живописи. Предметы изобра-
жены темпераментно и ярко, на грани
191
2022/2/N OV G O R O D I C A