в поезде трястись на почтовых — в пыли
или по грязи?
Лет через пять такого житья новго-
родские купцы братья Забелины решили
облегчить участь пассажиров, а заодно на-
ладить новое дело: они создали Общество
«Пароходство по реке Волхов», которое
было Высочайше утверждено. Пассажирам,
направлявшимся в Новгород или в столи-
цы, предлагалось преодолевать расстояние
в 70 вёрст (74,6 км) на комфортном парохо-
де: ни тебе пыли, ни ухабов.
К июлю 1858 года неподалеку от Чудо-
ва, в удобной бухте на Волхове была соо-
ружена пристань, получившая название
Соснинская: с причалом, вокзалом и буфе-
том при нём. Здесь на берегу был постро-
ен и первый пароход компании с весёлым
названием «Красотка». 8 июля 1858 года
состоялся её технический осмотр.
В составленном акте отмечено: «
Па-
роход железный "Красотка" с машиною
высокого давления в 60 сил, имеет дли-
ны 150 футов, ширины 16 футов, осадки
в воде 3 фута при полном грузе в 6000 пу-
дов. При пробном рейсе от Новгородской
пристани вниз по течению Волхова паро-
ход проплыл в 40 минут 14 вёрст, а вверх
то же самое расстояние
проплыл в 50 минут (ско-
рость 19½ и 15⅔ в час)...
Все части машины устро-
ены в Санкт-Петербур-
ге на заводе господина
Нобеля.
Машина действует
равномерно, не обнару-
живая никаких толчков.
Гребные колёса устрое-
ны по системе Моргана,
вращаются в минуту от
42 до 45 раз. Самое судно сделано прочно,
а внутренняя его отделка — с большим
старанием и вкусом
».
Фирма внимательно относилась к сво-
им пассажирам. Если они прибывали
в Чудово в ночное время, то могли занять
места на стоящем у пристани пароходе
и продолжить прерванный сон, так как
пароход отправлялся в Новгород не ранее
6 часов утра, чтобы прибыть в город, ког-
да уже открыты казённые и торговые уч-
реждения, а на улицы выехали извозчики.
Место для пристани в городе было
определено генерал-губернатором Фи-
липповичем—против улицы Буяновской
(буян, уст. — причал), на Торговой сторо-
не, рядом с грузовой пристанью купца
Ненюкова, на расстоянии 10 или 15 саже-
ней друг от друга. Вот к этой-то пристани
и направляется пароход.
Строения, которые стоят на первом
плане, — это рыбные садки, хозяевам ко-
торых рыбаки сдавали свежий улов.
Новый вид общественного транспорта
так полюбился новгородцам, что в скором
времени в компании появился ещё один
корабль с не менее выразительным назва-
нием — «Кокетка».
186
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022