После присоединения Новгорода кМо-
скве здесь тоже начались гонения на скомо-
рохов со стороны властей, а также Церкви,
которая видела в них продолжателей язы-
ческих традиций и угрозу нравственности.
Действительно, такие народные праздни-
ки, как Ивана Купала, Масленица, где тон
задавали скоморохи, нередко заканчива-
лись всеобщим пьянством, драками, а так-
же «
падениеммужей и отроков, осквернени-
ем замужних женщин и растлением девиц
».
Но совсем запретить скоморошество
так и не удалось. Спасаясь от преследова-
ний, «весёлые молодцы» уходили в глухие
леса. Когда в 1573 году Иван Грозный со-
брался в очередной раз жениться, на его
свадьбу с дочерью новгородского купца
Марфой Собакиной по всей округе отлав-
ливали скоморохов с медведями. Кстати,
Грозный был большим поклонником ско-
морошеских забав, на пирах он часто сам
плясал вместе с ними, рядился в их одеж-
ды и надевал шутовские маски.
Скоморохов можно с полным правом
считать родоначальниками современной
индустрии развлечений, которая, словно
кривое зеркало, отражает то общество,
в котором мы с вами живём.
176
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022
Васнецов А.М. Скоморохи. 1904.
Акварель, уголь, белила, бумага. 44,1 × 59,2 см. ГТГ