ТОР и другие… Из истории театра 1920-1940-х годов


Larionov-A.E.-3В 1921 году в Новгороде открылся постоянный общедоступный театр - Театр Октябрьской революции (ТОР). Одним из руководителей его в 1927-1928 годах был Алексей Ефимович Ларионов-Юренев, в числе первых удостоенный звания заслуженного артиста республики. На вопрос, адресованный ему, «Почему назвали просто ТОР, а не имени Октябрьской революции?», он ответил: «Потому что это не просто имя, а театр, рождённый революцией». Театр Октябрьской революции давал по премьере, а то и по две в неделю. Постановки в ТОРе ярко освещались на страницах газеты «Звезда». Это были отзывы и рецензии на пьесы «Горе от ума», «Павел Первый», «Слесарь и канцлер», «Снегурочка», заметки о бенефисах артистов Грубе, Уварова, Мостового, Долина, Сперанского и других. Николай Павлович Строганов, служивший в ТОРе актёром, помощником режиссёра, суфлёром вспоминал: «С актёрами заключались договоры на один сезон, и они приезжали со своим готовым репертуаром. Фанерные декорации переходили из спектакля в спектакль с небольшими изменениями».

В театре проводили суды над героями пьес с адвокатами, прокурором, присяжными заседателями, что вызывало споры и дискуссии со стороны зрителей. Здесь же работала детская студия, в которой занимались ребята из детских домов, бывшие беспризорники. Ставили «Хижину дяди Тома», «Принца и нищего». Успех был огромный. В 1920-е годы зарождалась традиция выездных спектаклей для сельских жителей. ТОР быстро приобрёл популярность среди новгородцев.

Но к началу 1930-х годов театр вызывал все большую критику со стороны зрителей и местной печати. На вопрос губернской газеты «Звезда»: «Почему нет организованного зрителя в театре?», следовал ответ: «Цены дороги, репертуар плох, льгот рабочему нет, труппа плоха и рабочий в театр не идет».

Непокойчицкий в роли АтосаС перерывами театр просуществовал до 1934 года, затем был реорганизован и вошел в состав Ленинградского областного Малого драматического театра. Директором театра был назначен Борис Михайлович Глинский. В Новгороде действовала стационарная театральная площадка под руководством молодого актера Н. Лебедева. В 1979 году в газете «Новгородская правда» он опубликовал свои воспоминания о новгородском театре 1930-х годов, его актерах и зрителях, когда в новгородских спектаклях играли Н. Непокойчицкий, М. Модестова, впоследствии пополнившие труппу Новгородского областного театра драмы. Тогда же играл в спектаклях в Новгороде молодой Бруно Артурович Фрейндлих, ставший впоследствии народным артистом России, актером Александринской сцены.

Великая Отечественная война и оккупация Новгорода не прервали творческую деятельность театра. Сформировались фронтовые бригады, которые выступали на Ленинградском и Волховском фронтах. В 1943 году Ленинградский малый драматический театр работал в Боровичах. В январе 1944 года было показано 22 спектакля, а в сведениях о спектаклях за июль 1944 года значатся 8 наименований постановок, в числе которых «Без вины виноватые», «Стакан воды», «Давным-давно», «Поздняя любовь», «Машенька», «Русские люди» и др.

После освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в городе возобновил работу стационарный театр, с 1 сентября 1944 года преобразованный в Новгородский областной театр драмы.

 

Руководство театральным делом в Новгородской губернии // Звезда. - 1919. - 22 мая.
Изложение решения коллегии Новгубисполкома об организации губернского театра.

Зарницын, Н. Рабоче-крестьянский театр (Материалы к истории театра в Новгородской губернии) / Н. Зарницын // Просвещение и культура. - 1921. - №. 3-4. - С. 39-43.

А. В. Открытие театра Октябрьской революции / А. В. // Звезда. - 1921. - 11 июля.
Открыт 8 июля 1921 года в б. Доме искусств. Режиссер Айдаров.

Пожарский, П. НЭП в театре (Театральные заметки по поводу постановки «Слесарь и Канцлер» в ТОРе) / П. Пожарский // Просвещение и культура. - 1923. - № 6, 7, 8. - С. 90-96.

Бенфисы в ТОРе // Звезда. - 1923. - 26 янв.
О бенефисах артистов Грубе (спектакль «Эсмеральда»), Уварова («Горе от ума») и Мостового («Павел Первый» Мережковского).

Серия бенефисов // Звезда. - 1923. - 1 февр.
К предстоящему бенефису артиста и режиссера Л. И. Красовского (А. Толстой, «Смерть Иоанна Грозного»).

Бенефис Г. Г. Иванова // Звезда. - 1923. - 13 февр.
Спектакль «Железная маска».

Юбилей А. Н. Островского // Звезда. - 1923. - 19 апр.
В ТОРе состоялся юбилейный вечер к 100-летию со дня рождения А. Н. Островского. Постановка пьесы «Снегурочка».

Старый театрал. Театр / Старый театрал // Звезда. - 1923. - 14 окт.
Театральный сезон открывается пьесой А. В. Луначарского «Слесарь и Канцлер».

Театр Октябрьской революции // Звезда. - 1924. - 4 марта.
В новом сезоне театр передан в аренду коллективу актеров.

Ильбо. Об одном из «гвоздей» сезона / Ильбо // Звезда. - 1924. - 25 марта.
Рецензия на спектакль «Трильби» (пьеса Г. Н. Ге).

Бонза. Павел Первый / Бонза // Звезда. - 1925. - 17 февр.
Краткая рецензия на спектакль «Павел Первый» Д. Мережковского. Павел - актер Долин. Александр - Сперанский.

Театральное искусство - трудящимся. Вырвать ТОР из рук обывателя // Звезда. - 1928. - 21 нояб.
Состоялось совещание общественности о привлечении в театр нового зрителя.

Сегодня - открытие театра // Звезда. - 1936. - 30 сент.
Новый театральный сезон в Новгороде открывается гастролями Ленинградского государственного современного театра; худрук Г. Стеффен о репертуаре и задачах театра. Директор театра Октябрьской революции - Логинов.

Гельман, Э. Первые шаги театра / Э. Гельман // Новгородская правда. - 1966. - 26 июля. - С. 4.
Из истории Театра Октябрьской революции. Первый художественный руководитель - П. Айдаров, главный режиссер и директор А. Е. Юренев-Ларионов, одни из первых актёров: Б. Жуковский, В. Крюгер. Лучшие артисты театра работали Великой Отечественной войны в 1946 г.: Ф. А. Грязнов, М. А. Модестов, А. А. Мирзоева, Н. И. Непокойчицкий, К. Н. Тягунов, Е. Я. Любина, В. В. Рубцов, И. П. Анфимова, А. И. Верный.

Лебедев, Н. Любимые зрителями / Н. Лебедев // Новгородская правда. - 1979. - 11 окт. - С. 3.
Автор - руководитель стационарной театральной площадки в Новгороде - о театре 1930-х годов, его актерах и зрителях. В новгородских спектаклях играли Н. Непокойчицкий, М. Модестова, впоследствии вошли в труппу Новгородского областного театра драмы, и Б. Фрейндлих.

Строганов, Н. П. Театр, рождённый революцией : беседа с одним из создателей ленинградского телевидения, в прошлом новгородским актером и режиссером / Н. П. Строганов ; беседу вела Л. Клементьева // Новгородская правда. - 1982. - 8 нояб. - С. 4.
ТОР принимал труппы актёров с готовыми спектаклями. В эти годы был поставлен спектакль «Анна Каренина» режиссёра и актёра Н. М. Немирова, главную женскую роль исполнила актриса К. Г. Гончарова. При театре существовала детская театральная студия из детей-беспризорников.

Золина, Г. К. Здание Новгородского областного театра - центра культурной и общественной жизни / Г. К. Золина // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Новгородская область. - М., 1986. - С. 44-46.

Степанова, Н. А. Из театральной жизни Новгорода в 1918-1920 гг. / Н. А. Степанова // Изучение истории и культуры Новгородской земли : тезисы докладов научной конференции. - Новгород, 1987. - С. 24-26.
В ноябре 1920 года культурно-просветительский отдел военкомата объединил под руководством режиссера и актера А. Е. Ларионова самодеятельные театральные студии - «кружок молотковцев» и «театр независимых» - в «Единую студию искусств», ставшую основой советского Театра Октябрьской революции в Новгороде.

Гормин, В. В. «Арсениевский дом» / В. В. Гормин // Новгородский комсомолец. - 1988. - 18 дек. - С. 6.
В 1921 году здесь открылся Театр Октябрьской революции. Предвоенная театральная жизнь Новгорода.

В каком году неведомо / подг. А. Пшанский // Новгород. - 2003. - 27 марта (№ 12). - С. 5.
Из истории новгородского театра в послеоктябрьский период.

Козлов, С. А. Первый послевоенный / С. А. Козлов // Чело. - 2009. - № 1. - С. 41-47.

Петрова, Л. А. Культурное развитие Новгородской земли в 1920-40-е гг. / Л. А. Петрова // VII Межрегиональные Губернские чтения, посвященные 90-летию со дня образования Ленинградской области : сборник материалов межрегиональной научно-практической краеведческой конференции 26-27 окт. 2017 г. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 166-203.

 

Архивные документы

    
Договор Отдела народного образования с артистом и режиссером Михаилом Васильевичем Долиным об условия работы в новгородском театре. 14 мая 1918 года   
Р. 265. Оп. 1. Д. 21. Л. 20
Договор Отдела народного образования с артистом Игорем Евгеньевичем Славяниновым об условия работы в новгородском театре. 14 мая 1918 года   
Р. 265. Оп. 1. Д. 21. Л. 3
Договор Отдела народного образования с артисткой Марьей Ниловной Лаутер-Мерянской об условия работы в новгородском театре. 14 мая 1918 года   
Р. 265. Оп. 1. Д. 21. Л. 7
Договор Отдела народного образования с Георгием Ивановичем Альберти об условия работы в новгородском театре. 14 мая 1918 года   
Р. 265. Оп. 1. Д. 21. Л. 23
Письмо зав. ГубОНО в губернский отдел Управления об издании постановления по правилам поведения в театре. 19 июля 1921 года   
Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 40
Письмо ГоуОНО в Губпродком о зачислении на продовольственный паек артистов Театра Октябрьской революции. 19 июля 1921 года   
Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 43
Письмо ГубОНО в Губпросвет об использовании холста для театральных декораций. 23 июля 1921 года   
Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 42
Заявление труппы Театра Октябрьской революции в губернский отдел народного образования о материальном положении артистов театра. 26 июля 1921 года   
Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 6
Письмо заведующего губполитпросветом администратору Театра Октябрьской революции о нарушениях распорядка работы театра. [июль 1921 года]   
Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 5
Письмо администратора Театра Октябрьской революции в ГубОНО о приобретении мебели в качестве театрального реквизита. Сентябрь 1921   
Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 58
Репертуар зимнего сезона Театра Октябрьской революции. 1 октября 1921 - 2 мая 1922 года.   
Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 41
Статья в газету «Звезда» о постановке пьесы «Конец Мессии». [Октябрь 1921 года]   
Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 89
Письмо зав. ГубОНО Пятницкого в Петроградскую театральную мастерскую о приобретении костюмов для театральных постановок. [12 декабря 1921 года]   
Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 59
Программы Театра Октябрьской революции. 1921 год   Р. 265. Оп. 1. Д. 316. Л. 90
Письмо зав. ГубОНО в Губсовнархоз о предоставлении театру спирта для технических нужд. 2 апреля 1922 года   
Р. 265. Оп. 3. Д. 489. Л. 60
Программа спектакля Театра Октябрьской революции по пьесе А. В. Луначарского «Оливер Кромвель». 1922 год   Р. 265. Оп. 3. Д. 521. Л. 3-4
Репертуар Театра Октябрьской революции в сезоне 1923-1924 годов.   Р. 265. Оп. 3. Д. 521. Л. 64
Список труппы Театра Октябрьской революции. [1923]   Р. 265. Оп. 3. Д. 521. Л. 12
Краткий отчет директора Театра Октябрьской революции М. Долина о деятельности театра с 15 сентября 1921 по 1 февраля 1922 года Р. 265. Оп. 3. Д. 521. Л. 13
Сообщение о театральной жизни Новгородской губернии в художественный отдел Главполитпросвета. 1923 год   
Р. 265. Оп. 3. Д. 562. Л. 26
Письмо зав. ГубОНО директору Старорусского курорта С. Н. Паренаго о сотрудничестве Театра Октябрьской революции и театра в Старой Руссе. 1923 год   
Р. 265. Оп. 3. Д. 562. Л. 125
Договор Боровичского отделения Теапромкомбината и Ленинградского малого драматического театра о прокате декораций, костюмов и париков. 16 февраля 1943 года   
Р-1794. Оп. 2. Д. 5. Л. 18
Приказ № 13-а заместителя начальника Ленинградского областного управления по делам искусств и кинофикации Н. А. Лебедева о выезде Ленинградского малого драматического театра в г. Боровичи для работы с 1 апреля по 2 мая 1943 года. 21 марта 1943 года   
Р-1794. Оп. 2. Д. 5. Л. 15
Перепись декораций Ленинградского государственного малого драматического театра. 25 января 1944 года   Р-1794. Оп. 2. Д. 8. Л. 23
Сведения о спектаклях и концертах Ленинградского государственного малого драматического театра за март 1944 года.   
Р-1794. Оп. 2. Д. 15. Л. 24
Устав Ленинградского областного государственного малого драматического театра. 9 мая 1944 года Р-1794. Оп. 2. Д. 15. Л. 2-4