созданном его учениками. «
От ученик
своих посажь два попы скорописца зело,
преложил вборзе вся книги
»
7
. Это надо, ви-
димо, понимать так, что Мефодий держал
в руках греческую книгу, переводил её
в уме и диктовал своим ученикам— «
бор-
зописцам зело
» — уже славянский текст.
Сходство действий усиливает мемориаль-
ный смысл совместного писания.
Современные практики коммемо-
рации, отличающиеся разнообразием
и постоянно пополняющиеся, могут
включать и такой школьный перфор-
манс, как диктант. Как выяснилось,
7
Лощиц Ю. Кирилл и Мефодий. М., 2013. С. 328. (Жизнь замечательных людей: серия
биогр.; вып. 1406).
он и содержанием, и коллективностью
действия, и характером этого действия
предоставляет возможность преодолеть
более чем тысячелетнюю временную
дистанцию и почувствовать себя обла-
дателем письма как бесценного сокро-
вища, оставленного нам в наследство
Кириллом и Мефодием, а также тем,
кто хранил и обогащал письменные тра-
диции одиннадцать веков. Личностное
деятельное участие делает эту практи-
ку коммеморации эффектной и запо-
минающейся, что составляет основу
её успешности.
30
Н О В ГО Р ОДИ К А/2/2022