Татьяна Шмелёва
ДИКТАНТ И ПРАКТИКИ КОММЕМОРАЦИИ
Традиционно 24 мая Россия отмечает День славянской письменности и культу-
ры. В этот праздничный день проходят Божественные литургии и крестные ходы,
просветительские конференции, выставки и другие событийные мероприятия.
У Великого Новгорода особые права на этот праздник, поскольку он по праву счи-
тается центром просвещения и книгописания. Из сохранившихся книг, созданных
в XI—XV веках, половина — новгородского происхождения. Именно здесь в 1706 году
открылась греко-славянская школа, положившая начало традиции духовного и фи-
лологического образования. С Новгородской землёй связаны Гаврила Державин, Нико-
лай Некрасов, Глеб Успенский, Фёдор Достоевский и другие деятели великой русской
литературы.
Привычность праздника не исключает необходимости его осмысления в контек-
сте современной культуры и региональной специфики, обращения к новым тради-
циям, обогащающим его культурное содержание.
лово
диктант
ассоциируется со
школой, точнее — с уроками рус-
ского языка: в полной тишине учитель
медленно читает текст, а школьники, те-
ряясь в догадках по поводу безударных
гласных, двойных согласных и запятых,
записывают его в своих тетрадях. Надо
сказать, что в последнее время слово
вывели за пределы школьных практик
разнообразные публичные IT-, этногра-
фические и прочие диктанты, которые,
скорее, похожи на тесты или викторины.
Но школьное, так сказать, классическое
понимание диктанта, изменить не уда-
лось. Думаю, что в этом понимании-вос-
поминании есть и тревожный элемент:
всё-таки — это проверка знаний, и её
результаты могут не порадовать прове-
ряемых.
Здесь мне хотелось бы привести фак-
ты, убеждающие в том, что диктант, как
тип взаимодействия пишущих и дик-
тующего, можно включить в практики
коммеморации. Последнего термина
С
23
К АФ Е Д РА
К АФ Е Д РА