правленных на расширение религиозных
свобод. Автор при этом показывает, что
по отношению к католикам и сектантам,
тем не менее, власти, в силу определён-
ных причин, продолжали относиться
с немалым предубеждением. Мировая
война вызвала новую волну ограниче-
ний деятельности инославных общин.
При этом лютеранская Церковь, до того
находившаяся в относительно привиле-
гированном положении, теперь оказа-
лась под особо сильным прессом из-за
её стойкой ассоциации с немецким вли-
янием. Февральская революция 1917
года и приход к власти Временного пра-
вительства дали толчок к установлению
истинной религиозной свободы, однако
этот процесс был прерван событиями
октября того же года. В советское время
в сфере церковно-государственных от-
ношений дело обстояло не столь одно-
значно, что опять же нашло отражение
на страницах монографии. В конечном
итоге к концу 1930-х годов дело дошло
до почти полного разгрома всех ино-
славных общин на Северо-Западе, как,
впрочем, и в масштабах всей страны.
Интересно и описание нюансов
взаимоотношений внутри различных
религиозных течений. Например, вну-
три католических приходов возникали
противоречия на национальной почве,
в первую очередь между поляками и ли-
товцами — двумя наиболее крупными
группами среди прихожан католиче-
ских церквей. Литовцы выражали не-
довольство доминированием польских
священников среди клира и в руководя-
щих структурах Церкви и преобладани-
ем польского языка в дополнительном
богослужении, проповедях и церков-
ных школах. В свободно-церковном
движении лидеры наиболее крупных
общин — баптистов и евангельских
христиан — ревниво относились к ро-
сту проповеднической активности дру-
гих групп, в частности пятидесятников.
Последних они называли «трясунами»
и призывали «
братьев и сестер их осте-
регаться как приносящих другое учение
».
В то же время деятельность всех свобод-
ных протестантских течений вызывала
беспокойство не только у православных
архиереев, но и у лютеран, поскольку
отток в свободные общины имел место,
в том числе, и из лютеранских приходов.
Работа построена на солидной источ-
никовой базе: автором использованы
документальные материалы, многие из
которых приводятся впервые, из восьми
государственных архивов, ряд опубли-
кованных документальных сборников,
воспоминания, периодическая печать.
Важно также отметить использование
автором максимально возможного ко-
личества научных работ — монографий
и статей — изданных как в России, так
и за рубежом: в Финляндии, Германии,
Польше и в других странах.
Новая монография Вадима Ибра-
гимовича Мусаева представляет собой
несомненный интерес и для специали-
стов-историков, и для широкого круга
читателей, интересующихся конфес-
сиональной и общей историей России
ХХ века.
221
2022/2/N OV G O R O D I C A