Цикл выставок к Дню знаний в областной библиотеке

Цикл выставок к Дню знаний в областной библиотеке

Указом Президента России 2023 год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя.

N31082023.1.1T N31082023.1.2T N31082023.1.3T N31082023.1.4T N31082023.1.5T
N31082023.1.6T N31082023.1.7T N31082023.1.8T N31082023.1.9T N31082023.1.10T

К 1 сентября – к Дню знаний, в рамках Года педагога и наставника, в читальном зале Новгородской областной универсальной научной библиотеки представлен цикл выставок, посвященных великим педагогам:

«Писатель — педагог: наставник многих поколений»

3 марта  200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870 гг.) - выдающегося русского педагога, писателя, одного из основоположников научной педагогики в России. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования. Выдающийся педагог доказывал необходимость того, чтобы знание своей Родины, ее языка, истории, географии составляло основу содержания образования. Константин Дмитриевич разработал систему подготовки народных учителей, расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения. Главной целью педагогики он считал реализацию потенциала детей, их развитие, а условием такого воспитания – понимание ребенка и уважение к его личности.

На выставке представлены произведения писателя в собрании сочинений, в сборниках избранных произведений, отдельных изданиях.

Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах: «Детский мир», «Родное слово», «Первые уроки логики» и других его трудах. Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» стали первыми массовыми учебниками для начального обучения, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России.  К «Родному слову» педагог также выпустил дополнение - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей».

Главным научным трудом, в котором Ушинский обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы, стал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

О жизни и творчестве К.Д. Ушинского: Н.К. Гончаров «Педагогическая система К.Д. Ушинского», А.К. Романовский, И.Я. Барсук «Жизнь во имя будущего».

«Живая педагогика Макаренко»

13 марта  - 135 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко (1888-1939 гг.) - педагога и писателя, основоположника советской и мировой системы трудового воспитания и трудового обучения подростков школьного возраста.

Основными идеями теории воспитания Макаренко являлись: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре. Макаренко вывел методологию, которая в первую очередь была разработана для воспитания трудных детей и подростков с психологическими травмами. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что его воспитанники выросли достойными людьми.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи, подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули А. С. Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке А год его столетия – 1988-й – Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила Международным годом Макаренко. Во многих странах существуют центры по изучению наследия Макаренко.

На выставке представлены произведения писателя. Антон Макаренко автор многочисленных педагогических публикаций и художественных произведений: «Марш 30 года», «ФД-1», «Педагогическая поэма», «Честь», «Пути поколения», «Человек должен быть счастливым», «О воспитании» и др. Самой значимой стала «Педагогическая поэма», изданная впервые в 1936 г., которая пользуется популярностью у родителей, педагогов и воспитателей по всему миру. Произведение переведено на 36 языков.

Спустя годы произведения Макаренко экранизировали. Многие поколения детей выросли на картинах, снятых по произведениям Антона Семеновича – «Поэтическая поэма», «Большие и маленькие», «Флаги на башнях».

О жизни и творчестве Антона Семеновича - «Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство»

«Школьный реформатор»

13 июня - 145 лет со дня рождения Станислава Теофиловича Шацкого (1878- 1934) - выдающегося российского и советского педагога, автора многочисленных трудов по вопросам воспитания, основоположника дополнительного образования, создателя экспериментальной опытной станции – школы нового типа в духе гуманистического воспитания.

С. Т. Шацкий впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Станислав Теофилович внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, были организованы первые в России детские кружки и клубы, где основное внимание уделялось трудовому и общественному воспитанию.

На выставке представлены произведения писателя в собрании сочинений, в сборниках избранных произведений, отдельных изданиях.

К научно-педагогическому наследию С.Т. Шацкого принадлежат труды «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учёт-основа метода» и др.

В 1962–1965 годах Академией педагогических наук РСФСР были изданы педагогические сочинения С. Т. Шацкого в четырех томах. В 1980 году издательством «Педагогика» – двухтомник избранных педагогических сочинений.

О жизни и творчестве писателя: «Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого.» М., 1977. (Скаткин Л. Н., Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А., Бершадская Д. С); «С. Т. Шацкий: работа для будущего учебно-методическое пособие». 

 «На принципах гуманизма»

28 сентября - 105 лет со дня рождения ВасилияАлександровича Сухомлинского (1918-1970)

- советского педагога, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью. Через идеи гуманной педагогики Василий Александрович формировал и воспитывал духовные, гармоничные и счастливые личности. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века. На базе Павлышевской школы он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой»: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток.

Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского.

Василий Александрович - автор около 30 книг и свыше 500 статей, более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» ( 1974 г.).

На выставке представлены произведения писателя в собрании сочинений, в сборниках избранных произведений, отдельных изданиях: «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека», «Методика воспитания коллектива», «Письма к сыну» и др.

О жизни и творчестве писателя: Борисовский А. М. «В. А. Сухомлинский», книга в серии «Антология гуманной педагогики «Сухомлинский».

Выставки работают до 14 сентября 2023 года.

Справки по телефону: 8(8162)77-36-59, читальный зал.