Новгородская областная универсальная научная библиотека

Отдел краеведения

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЮКИН

Информационно-библиографический очерк

Автор-составитель Е.Н. Ефимова

П.И. Юкин (1883/85 – 1945) – художник-реставратор монументальной и станковой живописи, собиратель икон и исследователь древней иконописи.

Павел Иванович Юкин родился в Мстере. Происходил из семьи староверов поморского согласия. По окончании семилетней школы работал в иконописных мастерских, принадлежавших семьям Силиных и Цепковых. В 1904 г. переехал в Москву. С 1904 по 1908 г. работал в реставрационной мастерской братьев М.О. и Г.О. Чириковых.

С 1910 г. П.И. Юкин работал в Новгороде над раскрытием фресок XII-XIV вв. церквей Феодора Стратилата, Рождества Христова на Красном поле, Спаса Преображения на Ильине улице, Николы на Липне, Рождества Христова на Красном поле, Благовещения на Мячине и др. В 1912-1913 гг. вместе с А.И. Анисимовым, художником-реставратором, ученым, исследователем древнерусской художественной культуры, участвовал в раскрытии ценнейших новгородских икон: «Битва новгородцев с суздальцами» («Знамение от иконы Богородицы»), «Молящиеся новгородцы», икон-таблеток из собрания Софийского собора (таблетки были найдены Г.О. Чириковым и П.И. Юкиным в ризнице Софийского собора) и др.

in-res3Во время Первой мировой войны с 1914 по 1917 г. Юкин служил рядовым кирасиром, затем членом полкового комитета. С 1918 по 1931 г. Павел Иванович Юкин работал в Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи - Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ). Председателем Комиссии был И.Э. Грабарь, научным руководителем - А.И. Анисимов. В Новгород Комиссия впервые приехала зимой 1918 г. Главная цель - исследование живописи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. П.И. Юкиным были сделаны первоначальные зондажи, затем проводилась расчистка фресок. Работы в этом храме продолжались с перерывами до 1931 г.

В 1923 г. П.И. Юкин был участником реставрационной экспедиции Главмузея в Новгороде. Им были сделаны первые пробные расчистки древней стенописи церкви Семиона Богоприимца в Зверином монастыре. В том же году были раскрыты фрески XII в. в алтаре собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Значительная часть раскрытых и укрепленных памятников древнерусской монументальной живописи в Новгороде в 1920-е годы принадлежит труду Павла Ивановича Юкина.

В 1929 г. Юкин состоял в числе делегации, сопровождающей выставку русских икон в Лондон, проводил консультации по технике древнерусской иконописи, читал лекции.

В период работы в Комиссии ЦГРМ П.И. Юкин участвовал в работах по выявлению и сохранению памятников монументальной живописи помимо Новгорода в других древнерусских городах: в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре в Пскове; соборах Дмитровском и Успенском во Владимире; соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; Спасо-Преображенском соборе Спасского монастыря в Ярославле; Благовещенском и Чуда Архистратига Михаила храмах Чудова монастыря в Московском Кремле; в Чернигове, Киеве и других городах.

С марта 1931 по 1933 г. Юкин отбывал ссылку на Севере (в Котласе). Был арестован за участие в новгородском Обществе любителей древности.

По окончании ссылки Павел Иванович продолжил работу по реставрации и укреплению памятников монументальной живописи, реставрации икон. За время работы над памятниками художественной культуры Древней Руси он раскрыл сотни икон и множество фресок, в том числе древнейших. Число укрепленных им памятников не поддается учету. Многие из раскрытых им икон хранятся в собраниях музеев России, например в Третьяковской галере, Новгородском государственном музее-заповеднике и др. Не случайно П.П. Муратов называет Павла Ивановича Юкина превосходным мастером-иконником.

В 1944 г. сразу после освобождения Новгорода от немецко-фашистских оккупантов стали проводиться восстановительные работы на разрушенных храмах. П.И. Юкин занимался укреплением сохранившихся на стенах участков живописи, в т. ч. в церкви Спаса на Нередице.

По словам П.П. Муратова, Юкин принадлежал «к драгоценному для нашей культуры цеху» реставраторов и уже в самом начале 1920-х гг. заставил говорить о себе как об одном из числа пяти-шести «совершенно исключительных мастеров», обладавших превосходным прирожденным вкусом. П.И. Юкин «положительно собственноручно раскрыл весь доныне раскрытый Новгород», «руками этого одного необыкновенного человека расчищены все фрески Федора Стратилата, фрески Рождества на кладбище, фрески Спаса Преображения и сотни икон, из которых многие больше человеческого роста» (Муратов П.П. Древнерусская живопись. История, открытия и исследования. М., 2005. С. 37).

В воспоминаниях А.И. Анисимова, П.П. Муратова, Н.Г. Порфиридова и др. о Павле Ивановиче говорится как о большом специалисте, отмечается его трудолюбие, поразительная работоспособность, при этом скромность, доброта, радушие.

in-res1in-res2До сих пор нет фундаментальной работы, посвященной творчеству П.И. Юкина. Наиболее полно его биография изложена в статье И.Л. Кызласовой «О Павле Ивановиче Юкине (1883 – 1945)» (Новгородский архивный вестник. - 2007. - № 6. - С. 249-273). В статье приведены материалы к его биографии: избранные документы из архивов, в т. ч. из архива семьи. Статья снабжена обширной библиографией.

Творчество замечательного художника-реставратора, мастера-иконника, собирателя предметов древнерусского искусства подробно исследуется в книгах П.П. Муратова «Древнерусская живопись. История, открытия и исследования» (М., 2005); Н.Г. Порфиридова «Новгород. 1917-1941. Воспоминания» (Л., 1987); статье Г.И. Вздорнова «Свидетели обвинения. Судьба великих русских иконостасов XV века» (Наше наследие. - 2013. - № 105. - С. 21-35) и др.

Довольно часто имя Павла Ивановича Юкина упоминается в книгах и статях из сборников по древнерусскому искусству, памятникам художественной культуры древнего Новгорода, новгородским храмам, в исследовании и реставрации которых он принимал участие. Эти издания приведены ниже в библиографии.

К сожалению, в части изданий, посвященных исследованиям в области древнерусского искусства, о деятельности П.И. Юкина рассказывается кратко, иногда лишь в перечне ведущих реставраторов, главным образом Комиссии – ЦГРМ, например: Одиноков А.Н. Новое в эпистолярном наследии Н.Г. Порфиридова: письма С.Ф. Платонову и Н.В. Смирнову // Новгородский архивный вестник. - 2009. - № 8. - С. 73-92; Спасенные шедевры. Пятьдесят лет творческой деятельности владимирских художников-реставраторов. – Владимир, 1997. – С. 5; Цапенко М. Архитектура и фрески б. Макарьевского монастыря в Калязине // Архитектурное наследство. Вып. 2. – М., 1952. – С. 164-172; Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода. – М., 2002. – С. 30 и др.

Библиография

  1. Анисимов А. Этюды о новгородской иконописи. - София. Журнал искусства и литературы.- 1914. - № 3. - Март. - С. 9-28.
  2. Анисимов А. Новооткрытые фрески Новгорода // Старые годы. - 1913. - Дек. - С. 50-55.
  3. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве: сб. статей. - М.: Советский художник, 1983. – С. 20-38.
  4. Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: Энциклопедический словарь. - СПб.: Нестор-История, 2007. - С. 543.
  5. Вздорнов Г.И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. - М.: Гранд-Холдинг, 2007. – 208 с.: ил.
  6. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. - М.: Искусство, 1976. – 292 с.: ил.
  7. Дмитриев Ю.Н. Стенные росписи Новгорода и их реставрация и исследование // Практика реставрационных работ. Сб. первый. - М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. С. 134-172.
  8. Древнерусская живопись. Новые открытия. – Л.: Аврора, 1969. – 58 с.: ил.
  9. Календарь знаменательных памятных дат Новгородской области. 2015 год. - Великий Новгород: Новгородская областная универсальная научная библиотека, 2014. - С. 39.
  10. Лазарев В.Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века. - М.: Искусство, 1983. 160 с.
  11. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. - М.: Искусство, 1977. – 168 с.: ил.
  12. Маркина Г., Коваленко Г. Следственное дело № 76 по обвинению... // Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской области. Том 6. - Новгород, 1997. - С. 344).
  13. Муратов П.П. Вокруг иконы // Общество «Икона» в Париже / Г.И. Вздорнов, З.Е. Залеская, О.В. Лелекова. - М.; Париж, 2002. - С. 116-137.
  14. Порфиридов Ник. Новые открытия древней живописи в Новгороде. (1918-1928) // Сборник Новгородского о-ва любителей древности. IX. - Новгород, 1928. - С. 57.
  15. Порфиридов Н.Г. Воспоминания. Новгород перед революцией // Новгородский исторический сборник. 1 (11). – Л.: Наука, 1982. – С. 238-286.
  16. Разина Н.А. Этапы реставрации росписей и топографическая последовательность их раскрытия в церкви Спаса на Ильине улице // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. 2004. – Великий Новгород, 2005. – С. 66-72.
  17. Секретарь Л.А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. - М., 2011. - С. 110, 354.
  18. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). - Новгород, 1999. -

  19. Царевская Т.Ю. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века. - М.: Северный паломник, 2007. – 616 с.: ил.
  20. Царевская Т.Ю. История изучения и реставрации церкви Николы на Липне // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедник. 2009. – Великий Новгород, 2010. - С. 63-68).

Ассоциация региональных библиотечных консорциумов Система ГАРАНТ Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Сводный каталог периодики библиотек России КонсультантПлюс ИРБИС  Logo odin 8831 
 Центральные библиотеки субъектов РФ Российская библиотечная ассоциация ГБОУ СПО «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова»  Час Земли WWF